вторник, 16 мая 2023 г.

Узбекистанэ'23: гастрономические аспекты путешествия. Часть 2

Продолжение рассказов о путешествии "Узбекистан'23"

Первая часть поста по теме "еды" находится тут, а во второй части будет об этом:

Самаркад: опять плов, но несколько иной. И чай-пиво вечером

Ранним утренним поездом мы прибыли из Бухары в Самаркан, и на такси доехали до отеля в центре города, где нас уже ждала первая пара нашей команды, приехавшая сюда тем же поездом днем ранее. Кстати, несмотря на ранний выезд из бухарского отеля (на вокзал нужно было выехать в 4:30), хозяева (мать и ее сын, отелем занимается сын, ему немного за 20 лет, но мать постоянно участвует)встали тоже, накормили нас завтраком и очень тепло проводили

(ЖД-вокзал в Бухаре далеко от центра, аэропорт много ближа. Это городс-спутник Бухары, ранее именовавший Новой Бухарой, появился именно вокруг жд-станции, построенной в 1888 году. Город стал своеобразным русским городом-посольством - Бухарское ханство, хотя и попала в вассальную зависимость от России, но до 1920 года сохраняло самостоятельность. В 1895-98 гг. тут, прямо у вокзала был возведен большой ханский дворец, построенный специально к ожидавшемуся, но не состоявшемуся визиту туда Николая II.

Почему было выбрано название Каган - не очень понятно. Вообще-то, "каган" - высший титул в иерархии правителей в кочевые времена, "хан ханов", в частности, именно такой типул имел правитель в Монгольской империи. Поскольку, название было дано в 1935 году, то может быть подразумевался ГенСек ЦК ВКПб тов. Сталин?)

Однако вернемся к гастрономическим аспектам. Примерно в 9:20 в Самарканде мы приехали отель (опять - Family Guest House), где как раз заканчивался завтрак для постояльцев, позватракали еще разок на новом месте (это пошло "в счет завтра" - мы должны были уехать отсюда в Ташкент рано утром).

Это "раздаточкая" во дворе нашего гостевого дома, я снимаю от столиков, стоящих по периметру внутреннего дворика.

Теперь можно было отправляться в турпоход по бывшей столице государства Тимура (Тимур, он же Тамерлан, "Тимур Хромой", и Алишев Навои - пожалуй, самые популярные исторические деятели Узбекистана, это я определали по числу улиц с их мменами и памятников в разных городах страны, хотя, наверное, Навои нужно поставить на первое место, аналогия с нашим Пушникным тут прослеживается. Но нужно иметь в виду, что сейчас в Узбекистане имя Тимур переводится на руссий язык как "Темур"). Площад Регистан с ее внушитеьными медресе, потом около 1 км до грандиозной мечети Биби-Ханым. Подошло время обеда. Наша первая пару, уже изучившая местную обстановку, предложила сегодня опять отведать плова в каком-то кафе, которое было выбрано на основе тщательно анализа. Но вот, что опять было удивительнм: хотя мы были в самом туристическом месте (народу много, тем более - воскресенье), причем рядом был огромный городской базар, оказалось, что до заветного кафе нужно идти еще более 1.5 км.

Правда, там точек общепита было много, искомое нами кафе было закрытно, но без труда нашли там достойную замену. Помня о явном переборе с количеством плов в первые вчер в Ташкенте, мы взяли две половинных порций (то есть 1 целая на 4-х). И этого оказалось с избытком достаточно!

Все это стоило 147*7 р

Этого вполне хватило до конца дня (или даже до утра).
После обеда и очень короткого отдыха в отеле у нас была еще весьма напряженная программы с разъездами на такси и прогулками пешком. Наша пара, возвращаясь с одного из выходов, решила только освежиться мороженным.

Любопытное место: десятка три различных вариантов! И вкусно!

А потом был еще вечерний экскурсионный тур. Это уже возвращаясь с него: кафейный (от слова "кафе") квартал напротив Регистана.

Но нам есть не хотелось от слова "совсем". С трудом мы все же нашли неподалеку то, что нам нужно: просто напитки: кому-то чай, а кому-то пиво.
Кстати, в этой простой кафешке у нас был любопытная встреча. За соседним столом сидел одинокий мужик лет 35-ти с двумя кружками пива. У нас завязался разговор, он пересел к нам. Очень инетерсный путешественник. Как он сказал, он "решил проветриться из Москвы" (упоминув при этом напряженную обстановку на юго-западе России), прилетел сегодня в Самарканд, потом будет продвигаться поездами и автобусами в Алма-Ату через Киргизию...

Разные блюда на берегу Черчика в Чарваке

На следующий день (1 мая, понедельник) ранним утром один из нашей четверки улетел из Самарканда в Москву, а оставшаяся тройка отправилась на поезде в Ташкент. В 13:00 мы приехали в контору проката авто Rentcar.uz, встретились там с нашим ташкентским знакомым-гидом, оформили получение машины и вчетвером отправились в сторону Червакского водохранилища, Чимгана и пр. В горы. Еще в рент-конторе нам посоветовали кафе "Бочка" в Черваке, вот там мы и остановились на обед (а время было 16:15).

Надо сказать, что найти кафе было не очень просто: вроде бы оно четко обозначено на карте, но вход на него - совершенно незаметный. Но когда входишь - оказываешься на огромной тенистой территории на берегу Чирчика.

Если до этого у нас как-то получилось так, что мы все заказывали обычно однотипное блюдо, то в этот раз каждый заказал "свое".  Перечисленное все заказанное не смогу, не все помню. Кто-то заказал шашлык, кто-то - жареного сазана... Точно было вино, но водитель - я - довольствовался "Тархуном".

Я решил заказать первое блюдо, и выбрал "чучвару", не зная, что это такое. Оказалось, как уже сейчас я нашел в интернете "ароматные домашние пельмени с бараниной в насыщенном мясном бульоне с овощами. Очень сытно и вкусно". Совершенно точное описание!

Все это стоило на четверых 370*7р.
К сожалению, время нас поджимало. Время уже 17:15, солнце уже к закату, а там еще нужно успеть побывать много где и увидеть много чего.
А закат солнца мы увидели с площади горнолыжного курорта Амирсой, где решили взбодриться кофе с простым десертов в ресторане с очень популярным названием "Сазанчик".

Завтрак туристов в "Топчане" и лагман в Конакде

Хостел Topchan в момент заселения в него нам что-то не понравился, но к утру у нас изменилось впечатление на почти восторженное, так что мы решили тут остановиться и второй раз, на ночь перед отлетом в Мосвку. В том числе понравился завтрак - и ассортимент и организация. На фото видно: комната-столовая с общим столом, за которым постоянно обновляется состав людей. Ассортимент простой, но разнообразный и без ограничений.

Готовит еду и поедает на стол кухарка, а посуду за собой моют постояльцы.
Но самое главное - такая простая демократичная туристическая обстановка, с возможностью пообщаться и обменяться впечатлениями и опытом с другими туристами-постояльцами из разных стран.

После ночевка в "Топчане" мы на арендованном авто отправились в Ферганскую долину, первая остановка у нас была уже в Коканде, в перерыве между визитами в местных МФЦ. Мы попали в просторное кафе, которое, как выяснилось, открылось только вчера. Нас заботливо тут обслуживал сам менеджер заведения. Но тут у нас был скромный обед - просто лагман, но по-кокандски!

Кафе находилось на небольшой площади (большой перекресток), на этой углу размещался небольшой базар, но уличная еда закрылась еще до нашего появления тут. Вот тут видны передвижные тандыры.

Ужин и завтрак во дворце мастера-ремесленника, манты и люля в Андижане, ужин в Коканде

Ночь с 2-го на 3-е мая мы неожиданно (отель был выбран в 8 часов вечера накануне по Букингу) провели в очередном Гостевой дом в Маргилане, который оказался домом-дворцом известного (в мире!) мастера (художника, дизайнера и производителя) по изготовлению цветных тканей (с различными рисунками). Там у нас были ужин и завтрак с местными продуктами.

Стоит еще сказать, что вчером на вопрос "где можно у вас купить пиво и вино" мы получили такой ответ: "В Маргелене это сложно сделать, лучше поехать в Фергану" (хорошо, что мы решили этот вопрос еще в Коканде).
О самом Маргилане и о том, как мы побывали на мини-фабрике мастера, - это отдельная история.

Далее у нас была Фергана, затем Андижан, уже покидая который мы решили пообедать в большой кафе рядом с одной из главных достопримечательностей город - комплекса Джами.

Но там нам оказалось, что обеденной время уже закончилось (было 14:53) и потому нам пришлось довольствоваться мантами и люля

Великолепно!

В Намангане мы только подкрепились мороженым перед стартом в обратный путь в Коканд

Вечером в гостинице Коканда - простой ужин в номере отеля

Все напитки - местного производства

Халва в Коканде, шурпа и люля на перевале Камчик и заключительный ужин в Ташкенте

В Коканде в музейном комплексе Джами мы познакомились с несколькими мастерами-ремесленниками, в том числе - специалиста по кокандской халве, которые не только дал попробовать свою продукцию, но и рассказал о секретах ее производства (прямо тут же). Разумеется, продукция продается, чем мы и воспользовались.

После насыщенной первой половины дня в Коканде (второй раз взяли местный банк и три музея!) мы решили, что обедать будем где-то в районе перевала Камчик (очень красивые места) по дороге в Ташкент). Там есть несколько "зон отдыха и питания" рядом с дорогой (отличной, но почему-то с ограничением скорости 50 км/ч), мы хотели это сделать на спуске и остановились у какого-то внешне не очень презентабельного кафе (какого-то советского стиля, мы были единственными посетителями), оказалось, что нужно проехать всего 1 км, чтобы попаться в "зону еды" с выбором заведений. Но мы нисколько не пожалели: содержание было отличным!

Не помню почему, возможно, у них не было отпечатанного меню, возможно, хозяева не очень хорошо говорили по-русски, но они просто провели нас на кухню, чтобы показать свои предложения. Переедать в пути не стоит, поэтому мы ограничились шурпой и люля.

Тут все понятно без комментариев. 81*7р на троих.

И вот: заключительный ужин нашего узбекского путешествия в кафе "МясоХмель" (явно европейского стиля) недалеко от "Топчана" в Ташкенте:

Тут получилось на троих 382*7р

Завершение путешествия в Irish pub в Ташкенте

Окончание поездки отметили заключительной встречей с нашим пятым (местным) участником в Ирландском пабе. Правда, "местный" нам сразу сказал, что несмотря на название и ирландское оформление, еда и напитки тут исключительно местные. Но это нисколько не испортило дело!

Irish set:

Оказалось, что это "гастрономический визит" оказал и самым дорогим за все наше путешествие.

Но это ни сколько не отразилось на впечатлениях, просто к сведению

А потом на такси в аэропорт с заездом за вещами в отель. И завершающий "на троих" перед посадкой в самолет:

Продолжение в Москве: самса и бухарское мини-хачапури около Малого Каменного моста

"А на Крымском мосту вдруг заныло в груди,
Я с арбы разглядел сквозь туман и дожди,
Как Чимганские горы царят впереди,
И зовут, и сверкают чеканно".

У нас "заныло в груди" на Малом Каменном мосту (через Водоотводной канал) в Москве, и мы зашли в Чайхону #1 на Большой Полянке".

Правда, тут мы взяли на зеленый чай, а капучино. Но все равно - отлично!

Вот и весь рассказ о гастрономических аспектах путешествия в Узбекистан весной 2023 года. Начало рассказа (первая часть) здесь.