воскресенье, 14 мая 2023 г.

Узбекистанэ'23: гастрономические аспекты путешествия. Часть 1

Продолжение рассказов о путешествии "Узбекистан'23"

В этом посте будет рассказано:

Термин "гастрономический тур" я знаю уже давно, но всегда относился к нему иронически, типа того, что "бывают у людей причуды". Наверное, это было связано еще и с тем, что мои (и наши) путешествия были в основном в страны "европейской цивилизации", с довольно обычной все же для нас кухней. Но вот на что я уже давно обратил внимание: говоря о горнолыжных поездках в Терскол, я невольно, но постоянно упоминал, что одной из "фишек" этого места является местная кухня. Рассказывая о горнолыжных турне в Альпы или в Скалистые горы, этот аспект никогда не приходил в голову, а тут он всплывал сам собой.

Кстати, по поводу Северного Кавказа: во время визита в Терскол два года назад, в квартире, где я жил, увидел вот такую книгу: Это была энциклопедия на уровне знаменитой "О вкусной и здоровой пище" 1950-го года издания. И еще, совсем не будучи кулинарным знатоком, отмечу, что на мой непросвещенный взгляд, кавказская и центральноазиатская кухни – это явно очень близкие родственники, что наверное отражает их исторически-национальную общность.

Да! Сразу хотелось бы отметить, что, кажется, во всех кафе-ресторанах, обслуживание (10-15%) уже входит отдельной строкой в счет!

Узбекские Авиалинии: "Нам еще ехать..."

Наше путешествие в Узбекистан началось в московском аэропорту Домодедово, для меня – с традиционной кружки пива перед посадкой в самолет. Это фото я тут решил привести для того, чтобы отметить: мы едем из Европы в Центральную Азию, с мусульманскими традициями. А с напитками там дела обстоят несколько иначе, чем в Европе, к которой мы, как ни пытается наше государство внушить нам обратное, все же относимся. Если вы решите во время поездки в те края, зайти в кафе, столовую и даже ресторан, то будьте готовы к тому, что спиртного в меню там может и не быть (разумеется, это совсем не на 100%, как это было во время нашей прошлогодней поездки в Дагестан – там мы вообще попали на время поста, но все же имейте в виду).

Знакомство с узбекской кухней у началось еще в самолете Узбекских авиалиний. Обед был отличным, разнообразным и довольно обильными, кстати, с красным вином. Мы даже не смогли съесть все выданное нам и, следуя обычной туристической привычке, несъеденное решили забрать с собой (см.: Фрося Бурлакова, "Приходите завтра"). Эти припасы были сложены отдельно на откидной столик довольно заметной кучкой. Как раз в это время подошел стюард, которые собирал посуду, увидев его взгляд на эту кучку, мы пояснили: "нам еще ехать и ехать". (голодающие руссо-туристо, после этого у нас была пятиминутная истерика от смеха, а эта фраза стала мемом всего путешествия, но собранные припасы действительно пригодились на следующее утро).

Поесть плов вечером - это непросто!

С некоторыми важными аспектами местной кухни мы познакомились уже в первый день. Бросив вещи в отеле, мы отправились на встречу с нашим знакомым Алешей, который живет там уже более полугода. Поняв, что сделать ПИНФЛ в местном МФЦ мы сегодня не успеваем, мы первым делом мы решили вопрос со связью, приобретя симки в офисе Билайна-UZ, а следом сразу встал вопрос "поесть" и было однозначно решено, что хорошо бы начать с плова.

И тут выяснилось, что дело это не столь простое. Я-то был уверен, что нужно просто зайти в какую-то ближайшую едальню, но не тут-то было. Наш гид объяснил, что вообще-то плов, как и самса, тут принято делать до 12-13 часов, а после этого времени – нужно поискать. Я помню, как во время одной из поездок в Ташкент в районе 1990-го, мы ходили на Алайский базар в Ташкенте и ели там плов, который готовили в огромных чанах диаметром метра 1.5-2. Так тут происходит и сейчас, но именно до полудня!

Да, вспомнил: после "Билайна" мы все же отправились познакомиться с одним из местных базаров, приехали туда на метро в седьмом часу, надеясь, что где-то там можно будет и поесть что-то национального, но там не было и признаков какого-то общепита (удалось только купить немного черешни, клубники и помидоров).

Оказалось, что к плову нужно куда-то специально ехать на такси.

Мы приехали к какому-то большому ресторану, но "пролетели мимо кассы": столиков свободных было много, но оказалось, что все они "зарезервированы" (кстати, в этом ресторане давали и спиртное).

Плов в Среднеазиатском Центре Плова

Я думал, что нужно пройти до следующего места метров 100-200, но оказалось, что до гарантированного плова опять нужно ехать на такси, чуть ли не на другой конец города. Мы поехали в Центр плова, недалеко от Телебашни.

Тут плов был, места тоже были (огромная территория в помещениях и на открытом воздухе). Любопытно, что меню тут даже, кажется, не было: просто плов и овощной салат. А из напитков – лимонад и чай. Мы взяли по порции, но даже учитывая то, что последняя еда у нас была в самолете (кстати, вкусно и много), это оказалось явно многовато: кажется, только я "умял" все, некоторые из нашей компании не справились и с половиной.

Все это пиршество на пятерых обошлось в 250 сум = 1800 р.

Ужин в Хиве: лагман, тухум барак и пр.

На второй день путешествия мы были в Хиве, и наша четверка заказала ужин в нашей "семейной гостинице", на крыше здания под открытым небом. К сожалению, желание познакомиться с разными блюдами опять перевесило наши возможности по их поглощению. Центральными были два блюда: лагман и тухум барак (вареники с яичной начинкой). Вино тоже было. Вид на ночную Хиву тоже был великолепен.

Хива: рыбный день - сазан!

Еще по пути на такси (заказанном хозяевами хивинского отеля) от Ургенча (туда мы прилетели из Ташкента) мы спросили у водителя о главном местном блюде и он однозначно сказал: рыба! А точнее - сазан. При этом он пояснил, что раньше это была местная рыба, сейчас - в основном привозная. Точнее, есть и местная, но чтобы попробовать ее нужно ехать на другой берег Амударьи, там ее еще разводят. А в Хиве - привозная, но все равно отличная.

Кстати, в старые времена Аральское море было местом очень развитого промышленного рыболовства. Тут еще можно вспомнить замечательный фильм "41-й", где дело происходит именно на рыбачьей базе на острове Арала. Сейчас Арал почти изчез, бывшие рыболовецкие предприятия оказались в пустыне, местами сохранились кладбища рыболовецких судов.

Короче говоря, наша пара (вторая утром уже уехала в Бухару) решили, что обедать будем непременно сазаном. Но где? Сотрудник музея в ханском дворце (он находится вне крепости, примерно 500 м от стен, тамошний музей нам показался интересней, чем крепостные музеи, а туристов там почему-то не было вообще) посоветовал отправиться в кафе "Чинара" в городе, около рынка - "вкусно и недорого!"

Из дворца мы отправились туда - пешком и на маршрутке (заодно познакомились с городом).

Живая рыба плещется у входа в кафе:

Помня о том, что в предыдущие разы мы не могли справиться с заказанным, мы попросили только одно блюдо, сазан жареный (на двоих!), но милый официант уговорил попробовать еще и запеченного.
Это было что-то! Хотя было бы достаточно и одной порции, но съели ВСЕ!
Кстати, кажется, пиво и вино у них тоже было, но мы решили отложить знакомство с этими напитками на вечер, сейчас - только лимонад и чай.

Все это стоило 132*7 р

Мы наелись там настолько, что во время вечерней прогулке по Хиве решили ограничиться только вином и пивом. (=132*7)

Бухара: шашлыки, самса, "Ушки эмира", довча, рисовая каша и т.д. и т.п.

На следующее утро (28.04.23, пятница) наша пара отправилась поездом из Хивы в Бухару (8 часов, из них почти час - остановка в Ургенче и более 5-ти часов по пустыне : слева - Кызылкум, справа - Каракум). На такси в отель в центре города, где нас ждала первая пара нашей команды, уже более суток изучавшая Бухару (они отправились днем ранее из Бухары на самолете из Ургенча). И сразу пошли обедать в кафе, которое хозяйка отеля (обычный для Узбекистана формат Family Guest House, об отелях, где мы жили нужно будет рассказать отдельно) посоветовала как "лучшее по шашлыкам".

Оно было тоже совсем не в соседнем доме, идти минут 15, причем по дороге вариантов "где поесть" особо не наблюдалось. Кафе "Мелодия" внешне выглядело не броско, но шашлыки тут были действительно отличные, разных вариантов. Особенно понравился вариант "позвоночник", кости совсем не мешали потреблять мясо.

Отлично! Счет на четверых (напитки как обычно - только лимонад и чай) - 250*7 р.

Следующим ранним утром первая пара отправилась поездом в Самарканд, а наша - автономно по Бухаре. Сначала завтрак в гостевом доме (столы под навесом во дворе): рисовая каша, еще что-то, 4 разных варенья.

Узнали, что такое довча (в Таджикистане это называют гура) - зеленые, недозрелые абрикосы, сочные, кисловатые - очень хорошо!

Отправились кривыми улочками старого города в сторону Цитадели, по дороге подкармливаясь шелковицей (белая, черная, ее много было и на улицах Хивы).

На базаре много разной еды, но нам есть не хотелось.

Несколько раз нам предлагали очень очень аппетитную горячую самсу, но мы отказались. А после 12 часов ее уже найти было очень сложно.

Обедать отправились в кафе "Чинара", которое нам посоветовала наша пара "первопроходцев". Кафе было на краю туристической зоны Бухары, метров в 400 от памятника Насреддину,

Тут мы учли предыдущий опыт и старались заказывать еды по-меньше. У меня была солянка, очень понравился салат из тушеных баклажанов.

Но все же не могли удержаться и от сладкого десерта, но взяли одни на двоих (итого, на двоих = 190*7р).

После небольшого отдыха в отеле - прогулка по вечерней Бухаре, которая завершилась в кафе центре на улице. Но на этот раз кроме вина и пива взяли закуски - "Ушки эмира" (маленькие жареные пельмени) и самсу (в ресторанах делают и вечером). Познакомились - визуально - с ассортиментом местных вин в их кладовой и решили, что нужно в следующий раз продолжить дегустацию.

(Итого = 165*7)

На следующий день утренним поездом из Бухары в Самарканд.
Продолжение гастрономического тура следует...

1. Отлично! Слюнки потекли. Вспомнилось...
    Приступаем к работе над ошибками :)😊
    1. Термин "гастрономическиХ тур"...
    2. Плов ВО Среднеазиатском Центре...
    3. ... или Скалистые ГОДЫ...
    4. ... как ЭТОМ было во время нашей прошлогодней поездки в Дагестен...
    5. ...кстати, с красным ВИНО...
    6. ...что нужно пройти до следующего места МЕТРОМ 100-200...
    7. ...чуть ли не на другой КОНЦЕ города...
    8. ...мы были в ТУВЕ...
    9. ...а туристов там ПОЧЕМУ не было вообше...
    10. ...где нас ЖДАЛ первая пара...
    11. ...причем по дороге ВАРИАНТОМ "где поесть" особо не наблюдалось...
    12. ...Счет на ЧЕТВЕРНЫХ...
    13. ...но МЫ ЕСТЬ НЕ ХОТЕЛОСЬ...
    14, ...в ресторанах ЕЩЕ делают и вечером...

1. Работу над ошибками сделал (спасибо!). Теперь думаю - зачем мы с тобой ее сделали: ты второй и последний человек, прочитавший этот пост :-)

2. А ты кому-нибудь кроме нашей компании ссылку дал? Маша, например, сразу вчера прочитала. И поделилась со мной своими комментариями... 😃

3. Значит, она третья, но со мной не поделилась :-) И в ФБ поделился один. Это давно известно: люди по ссылкам мало читают.

2. Не знаю, не знаю... Мне обычно штук 20 откликов приходит (в рассылке, прада, больше сотни адресатов 😌)

1. Что тут можно сказать. У Максима Горького тиражи миллионами расходились, а уж про В.Ленина я вообще не говорю :-)
      Я давно отказался от коллективных рассылок. В этот раз я отправил ссылку в пять адресов, ни по одному не получил ответа :-)

2. Как ни по одному? А вышеприсутствующий?
      И потом торопишь события. Всего два дня прошло