вторник, 25 июня 2024 г.

21.06.2024. Мой первый опыт хождения на настоящей шхуне

Написанное далее  - развернутое пояснения в этому сделанному мной 9-минутному видео:

Последние два года я преподаю физику в небольшой частной кадетской (морской) школе. Школа "неполного среднего образования" – до 9 класса включительно, потом ученики расходятся "кто куда", но некоторые из них продолжают поддерживать с ней контакты во "внеучебном формате".


В прошедшем году (2023-24) у меня был 9-й и 7-й классы (8-го у них в этом году вообще не было). Кроме школьной программы у них есть разные другие дела, в том числе, летом – водно-парусные. Летом, сразу после окончания школьных занятий, у них проходят трехнедельные тренировочные сборы на собственной небольшой базе "Гардемарины" в Строгинском затоне. В июле – водно-парусный поход по Волге от Дубны до Мышкина с разными ответвлениями (типа до Кашина).

Тут нужно напомнить, что Строгинский затон (или залив) – самый большой водоем в черте Москвы (овал 1.9*1.25 км). Искусственный – появился на месте песчаного карьера, который появился тут в 1960-е, он снабжал песком строительство окрестных районов, средняя глубина 5 метров, но есть и глубины 15-20 метров.

Итак, этим летом я решил посмотреть – что и как у них в Строгино. Сначала в понедельник (17-го) съездил на велике "на разведку". 







Наблюдал поучительный опыт "подъема яхты", пытавшейся сделать оверкиль

У меня также состоялась шашечная партия (после 50-летнего перерыва) вот с этим парнишкой


А потом в пятницу, 21-го, отправился уже с более конкретной целью – выйти с ними "под парусом". Еще накануне мне сказали, что можно будет пройти "гостем" на шхуне. Поначалу я подумал, что "шхуна" – это название какой-то их небольшой яхты, но на месте оказалось – нет, именно шхуна, небольшая (7,5 метра в длину), но самая что ни на есть шхуна – "парусник, имеющий не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах".

Как я понял, у них на базе есть около десятка (или больше) небольших одноместных яхт ("Оптимист" и еще что-то), две-три двухместных ("Кадет"). Вот тут мой соперник по шашкам поясняет - что есть что:


И еще две шхуны (как выяснилось, они имеют имена, хотя их нет в явном виде на борту: слева, желтая - "Святая Екатерина", справа, белая - "Анастасия") вот они на рейде: 

И есть еще одна моторная надувная лодка, на которой перемещаются судьи, инструкторы, спасатели. 
ппа

Итак: в 15:35 мы отчалили от пирса на одной их яхт ("Святая Екатерина"). Капитан-рулевой – Николай Сергеевич (один из педаговов школы, ведет информатику), два матроса – бывшие семиклассники (теперь уже будут в 8-м классе) – Игорь и Савелий. И я – гость-пассажир.

У нашей шхуны – две мачты (передняя – фок, задняя самая большая – грот) и бушприт (наклонный брус на носу), три паруса – стаксель (хотя на мой непросвещенный взгляд, он должен называться кливером), фок и грот.

В течение учебного года (9 месяцев за исключением каниркул) мы с 7-м классом проходили первый год изучения основ физики (механика, немного гидравлики). И вот теперь наблюдаем применения этой самой физики на практике! Физика тут – на каждом шагу! Почему судно плавает? Почему не переворачивается? Почему парусник может ходить против ветра? Почему для управления фоком (парус) нужен подвижный блок, для грота – двойной подвижный блок, а для стакселя блок вообще не нужен? Что нужно делать в случае "порыва ветра"? Как можно управлять направлением движения судна с помощью парусов? Зачем нужен шверт? И т.д. и т.п.

По ходу наших маневров я делал фото и видео, немного нас снимала с берега руководитель школы Татьяна Юрьевна. Я смонтировать простенький фильм (с него начинается этот рассказ), вставил туда несколько титров, но нужно сказать еще несколько общих слов.

1. Около 5 минут мы отходили от пирс в "море". В этом месте – ветровая тень, ветра почти нет (берег заслоняет), точнее тут разнонаправленные завихрения.

2. По акватории мы ходили "туда-сюда" минут 50. Ветер был боковой под углом примерно 45 градусов (то есть в одном направлении – попутный, в другом – встречный). Основным нашим маневром было поворот "оверштаг", разворот на 180 градусов (не путать с оверкилем – переворот вокруг киля). При этом маневре каждый член экипажа меняет свое местоположения – с одного борта на другой. На некоторое время мне доверили поуправлять рулем, в том числе при оверштаге.

3. По затону ходило много разных плавсредств, в том числе там тренировались на своих яхтах (ходили по маршрутам по буям) кадеты нашей школы. Пару раз мы проходили мимо них и общались на ходу (это видно и слышно в ролике).

4. Минут через 40 после "туда-сюда" мы пошли к берегу. Подходили тут медленно, ловя подходящие слабые ветровые потоки (вошли в ветровую тень). Но оказалось, что нам нужно не подходить к пирсу, а встать на рейде, метрах в 30-40 от берега (тут были несколько швартовых буев). Прицепились к бую (это видно в ролике), вынули шверт, команда начала полную уборку парусов, три паруса были полностью убраны и зачехлены за 15 минут.

Но как теперь добраться до берега. Сначала был вариант – вызвать на помощь моторную лодку (на ней судьи следили за гонками одиночных яхт). Матрос Игорь пытался вызвать их, семафоря руками, но нас не заметили. В результате к нам пришел на помощь парень на сапе с берега (SUP - Stand up paddle - стоя с веслом). Сначала он отвез на берег двух наших матросов, а потом один из них приплыл на нем за мной.

Поскольку я ни разу на сапе не был, то капитан посоветовал мне, как самый надежный вариант, не садиться на коленки (тем более, что сесть так я и не могу – нога не гнется), а сесть на доску верхом. Что я и сделал. Но я-то думал, что поплыву на сапе пассажиром, а сзади будет еще и рулевой с веслом. Однако вышло иначе: когда я уже сел, мне дали весло и сказали – "греби". Как плавает человек, сидя в одиночку на двухместной байдарке на позиции первого номера", я знаю (редкое зрелище, но видел со стороны пару раз). Теперь все это я показал, сидя на носу сапа. Проще было бы просто добраться до берега вплавь. Но надеюсь, доставил этим забавным маханием весла "салаги" удовольствие бывалым яхтсменам.

Я ранее опубликовал видео с мои первым упражнением на сапе, задал вопрос "откуда плывет этот чувак", но никто не догадался - это была эвакуация со шхуны!


Вот такая история. Вылез на берег, переоделся в "велосипедное" и поехал. Кстати, в этот день я реализовал свою давнюю идею проехать по Московской водной кругосветке (Яуза – Москва – Химка – Химкинское водохранилище - Головинский канал – Лихоборка – Яуза).

Но история в воскресенье получила неожиданное продолжение. Я решил, что нужно день провести дома (накануне был напряженные денек, а вечером нужно было в театр), но утром позвонил друг, который стал выспрашивать "что это такое я делал на сапе и почему плыл на нем таким странным образом". И по ходу этого разговора я понял, что нужно попробовать и на доске не только "верхом". А 23-го (воскресенье) у моих "гардемаринов" – последний день сборов. Значит, нужно срочно опять садиться на велосипед и ехать в Строгино!


Чтобы потом к 18:00 – в театр… 


Да, неделька удалась! 

3 комментария:

  1. Замечательно! В очередной раз поражаюсь широте твоих интересов и неиссякаемости присущей тебе энергии! Как я понимаю, далее должен последовать прыжок с парашютом, и полёт в космос!😊 Старость тебя дома не застанет, ты в дороге, ты пути!!!👍👏

    ОтветитьУдалить
  2. То есть, сразу в космос?😊

    ОтветитьУдалить