понедельник, 10 июня 2024 г.

#ЗК24-Вело. Апшеронская узкоколейка. 1. Предыстория

Рассказ (начало) об одном из пунктов программы
велопутешествия "Западный Кавказ'24"
===============================

Два года назад, в конце мая 2022 года, я отправился в  "разведочный" велотур в район Западного Кавказа. То, что он будет разведочным, я тогда еще не знал, это стало понятно уже после его завершения: оказалось, что в тех местах есть много разного интересного, так что за "разведкой" потом последовала еще пара велопоездок (2023 и 2024) в те же края в то же время года (на тот же срок – 5-6 ходовых дня).

Как это часто (или даже – обычно) бывает у меня, в 2022-м я ехал без четкого плана, имея только основное направление движение (Горячий ключ – Джубга – Туапсе – Майкоп – Белореченск) и не имея обратного билета (не знал точно, откуда и когда буду отправляться домой).

Приблизительный план тогда, как обычно, уточнялся в поезде "Москва – Горячий ключ" (кстати, в этом же поезде был составлен план летнего путешествия "Вокруг Байкала" с заказом ключевых гостиниц и жд-билетов). И вот, изучая места, куда мне предстоит ехать, я узнал о существовании Апшеронской узкоколейной железной дороги и об удивительном Гуамском ущелье с рекой Курджипс.

Однако найденная в Интернете информация была крайне бестолковой, все сводилось в основном к возгласам ("это классно!"), где именно все это находится, расписание, стоимость – понять было невозможно. (Разумеется, можно выдвинуться гипотезу о том, что бестолковым является искатель инфо, то есть я. Конечно, это тоже вполне вероятно, но все же я тешу себя иллюзиями, что не до такой пока еще степени).

Короче говоря, когда я в 28.05.22, на третий день пути приехал около 15 часов в Апшеронск, то на полном серьезе начал спрашивать у людей "где тут у вас ходят поезда на Гуамку?". И только тут выяснилось, что хотя жд-вокзал в Апшеронске, вроде бы даже еще есть, но поезда уже давным-давно не ходят. Сюда есть жд-ветка от магистральной дороги Белореченск-Туапсе и сюда же раньше приходила Апшеронская УКЖД (кстати, возможно, найденная инфо о том, что можно доехать по УКЖД до Гуамки была правдивой, только сильно устаревшей, дорогу туда разобрали, кажется, относительно не так давно).

В результате я тогда поехал на такси с велосипедом от Апшеронска до Гуамке, около 42 км. Причем поехал именно потому, что надеялся успеть туда днем и проехаться в тот же день по ущелью. Опять же – не было инфо о режиме работы поезда и пр., инфо я получил только на месте. Конечно, 42 км – это приличное расстояние, когда уже пройдено почти 50 км (тем более, что нужно было преодолеть один перевал, да и потом немного в горку), но доехать можно было бы к вечеру. Но я не жалею – поездка с местным водителем была полезна и в плане получения инфо, которая мне пригодилась для планирования пути на следующий день.


На месте выяснилось, что экскурсионные поезда от Гуамки до пункта Урочище Монахово (2,4 км) ходят каждый час (первый - 9:30, последний - 17:30). Но билеты лучше  покупать заранее на сайте , так как там много "приезжих групп" и билетом может и не быть (особенно к вечеру).
Но утром бывают всегда (группы издалека приезжают ближе к обеду). В общем, я отложил это дело на следующее утро, на 9:30. Приехав в Урочище, я там прошелся еще около 1-1,5 км туда-сюда (там красивые места), вернулся обратно 11-часовым, пообедал в Гуамке и отправился на велике в Майкоп (много интересного было по пути).






Итак, в Гуамском ущелье я побывал, поехался на туристическом поезде 2,5 км туда-обратно, немного прошелся дальше пешком, очень классно! (тогдащний пост об этом тут)




И получил довольно полную инфо о ситуации в этом месте, которая помогла мне при планировании маршрута в этих местах на следующий 2023-й год. В частности, я узнал, что поезда до Мезмая (очень интересно место выше по реке Курджипс) давно не ходят (в разных источниках – устаревших! – утверждалось, что ходят), но туда идет хорошая тропа. Что проход по действующему туристическому участку УКЖД закрыт с 9 до 18 часов (пока ходят поезда), а в остальное время тут можно вполне ходить (можно было мне и вечером там пройтись).

Эта инфо пригодилась мне через год: 06.05.2023 утром я отлично добрался от Мезмая до Гуамке (9 км в велосипедно-пешем варианте) по красивому ущелью вдоль линии УКЖД).



Основные фото, которые я там сделал, тут: Фотоальбом "Мезмай - Гуамка вдоль УКЖД"

Но возвращаясь тогда же на поезде в Москву и продолжая изучать ситуацию с УКЖД, узнал, что есть еще один действующий участок Апшеронской УКЖД – вдоль реки Пшеха, от села Черниговского до поселка с поэтическим именем Шпалорез. Но как и в случае с Гуамком информация была такой же бестолковой ("Классно! Красиво! Заказывайте у нас"). Можно было понять, что кроме туристических поездов, так вроде бы есть и регулярное сообщение (вот я тогда и встретил любопытную фразу – "возим хлеб"). Но насколько эта инфо была актуальной – было непонятно.

И вот, когда я в начале июня 2023 возвращался на поезде в Москву, и было решено: " "Если только жив я буду… Чудный остров навещу,..". Надо будет поехать туда и разобраться во всем на месте.

И вот наступил подошел май 2024, к этому времени оказалось, что "жив", значит, нужно ехать, разбираться на месте.

Да, еще. Узкоколейка в Черниговском – был только один из четырех ключевых пунктов программы поездки. Но с ними тоже было многое не очень понятно, нужно "решать на месте", по мере поступления.

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий