суббота, 11 мая 2024 г.

26.04-03.05.2024. По Азербайджану. 1. Подготовка


Общий отчет о поездке
(в том числе ссылки на все публикации) находится тут!
Все иллюстрации можно посмотреть крупнее, если "щелкнуть".

На протяжении 25 лет (1979-2003) майские праздники у меня были однозначно связаны с водным походами на байдарках в разных сочетаниях нашей большой дружеской студенческо-походной компании (Осетр, Тверца, Мста, Москва, Воря, Нара, Киржач, Истра, Щегринка). В 2003-м майская компания распалась, но появился автомобиль. В течение почти пятнадцати лет – это разные варианты однодневных выездов по Подмосковью и байдарочных выходов в более узком составе (1-2 байдарки, Киржач, Суна). Потом начались более дальние автовыезды с 2-3 ночевками (Смоленск, Калуга, Рязань), потом еще дальше – Брянск-Орел-Липецк-Тамбов.


 В 2017-м мы (нас двое!) решили поехать подальше: на неделю по Краснодарскому краю. Тогда решили, что ехать туда на машине – далековато. А брать машину в аренду там не решились (мы до этого брали в аренду только в США и Европе). Полетели на самолете, а там перемещались на автобусах, такси, БлаБлаКар (отлично получилось!). В 2022-м на неделю по Дагестану: туда самолетом, там арендовали авто. В прошлом, 2023-м – Узбекистан, там было комбинированно: первые пять дней – самолет и поезда, потом пять дней на арендованном авто.

Это я говорил только о выездах на майские праздники, другие времена года – отдельная песня. Кстати, горнолыжные друзья регулярно знали завершить лыжный сезон на майские, где-то в горах (сначала Кировск и Терскол, потом Альпы), но я придерживался четкого правила: зимой – зимними делами, летом – летними. А на май – майскими.

Поначалу на эти майские мы хотели (планирование началось в январе) отправиться в Киргизию (такая идея созрела еще год назад во время тура по Узбекистану), но общение со знатоками показались, что туда лучше отправлять ближе к лету, на майские на горные дороги в южную часть страны могут быть еще проблематичны (или даже закрыты из-за снега). Так выплыл второй вариант – Азербайджан.

Мысль "заехать" в Азербайджан у нас была еще летом 2018 года, во время автопробега из Москвы в Грузию-Армению. Была идея вернуться из Тбилиси через Баку-Махачкалу. Тогда этот вариант был отвергнут по ряду причин, среди которых главные – это был бы перебор с "впечатлениями", уже просто устали, и были некоторые опасения по проводу проезда через Дагестан-Чечню.

Потом была идея доехать до Баку по время автопутешествия по Дагестану на майские 2022-года. Но она отпала сама собой, так как автограница была закрыта из-за ковида.

И вот – майские 2024 года.

У нашей пары уже давно получается так, что мы предпочитается "самодеятельные путешествия" с полностью самостоятельной организацией. Последний раз услугам турфирм я пользовался в 2009 году при поездке зимой в Валь-Торанс (Альпы). Билеты, гостиницы, аренды и пр. – все сами.

Любая наша поезда начинается с покупки авиабилетов, для этого нужно определиться с длительностью, с какого по какое число, а значит – нужен черновой план поездки в целом. Кое-кто из наших друзей ездил в те края, но их пребывание ограничивалось Баку. "Мы были пять дней и только-только хватило для знакомства с Баку". Нам такой вариант не подходил: мы не любим быть в одном месте, а главное – хочется познакомиться со страной, а не только с ее "фасадом". Значит, у нас будет сколько-то дней в Баку, а потом – по стране (куда мы не знали).

Мы уже давно поняли, что оптимальный вариант – 7-8 дней. В прошлом году в Узбекистане было 10, но там страна большая, и признаться, уже после Самарканда захотелось домой (правда, потом, когда начался автотур, открылось второе дыхание). Ок, берем на 7 дней. Почему "пятница-пятница"? Точно не помню, возможно, потому что это было дешевле, чем "суббота-суббота". А почему не поехали просто в конце апреля, чтобы вернуться к 1 мая? У меня ведь уроки в школе, физика…

Авиабилеты были взяты 29.01.2024,на Аэрофлот, Азербайджанские авиалинии были заметно дороже (год назад мы летали в Ташкент Узбекскими – у них было дешевле). Два билета, один – с багажом.

Следующий этап подготовки-планирования начался 13-марта – нужно определяться с авто и каким-то приблизительным планом поездки.

Что касается, Баку и его окрестностей – я про них даже не смотрел. С ними все понятно – определимся "ближе к телу" или вообще на месте. Нужно примерно понять – куда нужно попасть "по стране".

Понятно – сначала мы в Баку, тут машина не нужна (или нужна?), потом по стране (пока не понятно куда). 7 ночей. Значит так: 3 ночи в Баку (2,5) дня, 4 ночи по стране.

Далее, нужно определиться с арендой авто: где брать и пр. В Азербайджане представлены мировые сервисы проката. Но выяснилось, что арендовать через них мы не сможем: по международным стандартам при аренде требуется не просто нероссийская банковская карта, а кредитная. У нас такой нет. Что ж, нужно искать прокат, который работает не по международным стандартам.

Я нашел несколько местных Rent Car, отправил запросы, из одной из них быстро ответили и мы договорились с конкретным менеждером Эмилем, установили контакт по вотсап:


Вот такая машинка машинка, 200 манат (1$ = 1,7AZM) за 4 дня. Мы как-то больше предпочитаем "небольшие машинки", хотя это получается в нашей стране редко (у нас больше большие предлагают).

План же поездки по стране был построен обычным образом – по карте. Очень просто – нужно проехать по всем основным дорогам, доехав до "крайних точек". Получается примерная оценка расстояния (1500 км), делить на 4 получается примерно по 400 км в день. Это довольно много для средней величины, но в качестве первого приближения – нормально. На эту начальную схему попал и Нагорный Карабах, но было понятно, что туда, наверное, заезжать не стоит.


Далее один вечер потратил на поиск "основных достопримечательностей" (вне Баку!), получилось немного (что потом и было подтверждено практикой), их расположение на карте примерно совпало с "дорожным вариантом". Мы тогда определились с общим планом: 26-29.04 – Баку, потом берем машину и поехали. Забронировал жилье (частные апартаменты) в Баку, все остальное отложив "ближе к телу". Впрочем, переиграть с бронированием в Баку тоже можно было в любой момент.

Еще один момент. В любой такой поездке есть четыре важных начальных взаимосвязанных момента:
1. Как доехать до жилья (такси или городской транспорт)
2. Как обменять деньги (в аэропорту дорого).
3. Как приобрести местные симки для телефона (в аэропорту тоже дорого).
4. Как найти жилье и поселиться (с гостиницей относительно просто – приезжаете по адресу, для апартаментов всегда нужно постоянная связь по телефону, чтобы найти).

Эмиль из АвтоРент продложил услугу "довести, по дороге обменять деньги и купить симки" за 25 манат (просто такси до города – 10-15 манат), мы договорились – "решим ближе к телу",

Следующий пункт подготовки: 22 апреля, за четыре дня до старта. Подтвердили договоренности об аренде авто с Эмилем, договорились с ним об услуги "встретить, обменять, купить, довести". (И правильно сделали: мы прилетали в пятницу в 14:40 по местному, а офисы банков закрываются в пятницу в 17:00 и не работают в выходные, мы бы поменять могли бы с очень большим трудом).

Написал (подтвердил) хозяину аппартов в Баку (он ответил). Забронировал жилье еще на три ночи – Ленкорань, Гянджа, Шеки (все бронирования делала через Букинг, для Ленкорани нужна была банковская карта). На последнюю ночь (02/03.05) бронирования не делал, было не очень понятно, как мы будем успевать, но уже тогда было примерно ясно, что проехать от Сумгаита в сторону Дагестана вряд ли получит.

Немного изучили вопрос с обменом денег. Выяснилось, что лучше менять доллары или евро, у них довольно стабильный курс и минимальная разница между покупкой-продажей. Рубли – курс меняется и разброс купля-продажа" большой. Так что берем доллары, рубли (резерв) и одну действующую карту (резерв).

Накануне отъезда, в четверг, прислал письмо хозяин апартаментов в Баку: выбранная нами квартира "внезапно протекла, нужно делать ремонт, предлагаю другую такую же по составу и качеству, немного в другом месте". Это, к сожалению, довольно обычная ситуация с частными апартаментами в больших городах: у хозяина (точнее – местного администратора, которые рулит) есть несколько квартир, он выставляет на сервисе одну, самую привлекательную. А в последний момент сообщает о подобной замене. Что делать, переигрывать уже нет времени, да и вариант, даже такой – очень неплох и по деньгам, да и по местоположению.


Все, на этом подготовка была закончена. 26 апреля (пятница) стартуем.
Продолжение следует.

11 комментариев:

  1. Андрей!
    Спасибо за рассказ о подготовке к поездке. Жду с нетерпением рассказ о самой поездке.
    Ты все время говоришь "в двоем", те с Валентиной?

    ОтветитьУдалить
  2. А на фотках, опубликованных по ходу поездки, машинка беленькая. А тут черненькая?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Перекрасили. Когда до этого дойдет дело, будет рассказано

      Удалить
  3. Я не понял, почему, добытые нами с некоторым напрягом в прошлом году карты оказались "в резерве"? Даже всего одна карта? Что, ими там пользоваться невыгодно? Или неудобно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выгоднее всего: купить в Москве доллары, а там обменять на манаты. При переводе из России рубли "туда" в доллары теряешь 3-4%.

      Удалить
  4. Интересно, а почему комментарии публикуются по Центральноамериканскому времени?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно интересно. Не знаю, надо проверить настройки

      Удалить
    2. Оказывается там было время Восточно-Тихоокеанское. Перевел на Москву. Спасибо, что обратил внимание

      Удалить
  5. Небольшая поправка. Последний наш общий традиционный майский байдарочный поход был в 2001 году. В 2002 году уже расписанный поход в последний момент отменился из-за смерти Бурёнка, и на этом традиция закончилась.
    Немного удивил твой подход к планированию автопутешествия, "нужно проехать по всем основным дорогам до крайних точек". Я знаю, что тебе интересно абсолютно всё, но, по-моему, лучше поискать наиболее интересные места и уделить им больше внимания, чем галопом по европам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, но в 2002-м поход готовился, отменился в последний момент, и согласно, твоей теории, можно сказать что "почти состоялся". Так или иначе, но вся наша походная компания тогда опять встретилась на майские, правда, не на реке, а на кладбище.
      Что тебя удивило в моем тесте? Кажется, я о таком подходе рассказываю уже много лет, ты о нем давно в курсе.
      "лучше поискать", "галопом по европам" - это все общие теоретические высказывания, за которыми очень мало реального содержания.
      Если же ты хочешь сравнить разные подходы к планированию (а какие еще есть?), то их эффективность можно сравнить только по результатам. Давай, например, сравним результаты твоих и моих путешествий - кто посетил больше интересных мест и кто больше узнал нового. :-)

      Удалить