четверг, 16 мая 2024 г.

#AZ24 26.04.24. Дом счастья - Дворец Мухтарова


В последовательное повествование о путешествии вклиниваются рассказы об отдельных заметных эпизодах.
Общий отчет о поездке в  Азербайджан-24 находится тут!
Все иллюстрации можно посмотреть крупнее, если "щелкнуть".
==========================================

Первая достопримечательность, которую мы увидели, выйдя на вечернюю пешую прогулку по Баку сразу после прилета туда, - "Дворец счастья".

Увидев название этого объекта на карте в категории "Достопримечательности" (и пометив его на карте, а потом, свернув специально к нему по пути к Старому городу), я первым делом подумал, что название связано с "бракосочетанием".

И, кажется, не ошибся: с советских времен тут находится Дворец бракосочетания именно под таким названием («Сеадет сараи» — «Дворец счастья», хотя тут можно вспомнить известную народную истину: "хорошее дело браком не назовут" 😊). 

И вполне возможно, что название получилось не само собой, а было придумано в советских кабинетах, чтобы люди забыли настоящее название этого одного из самых красивых зданий Баку - Дворец Мухтарова. Эту версию подтверждает и то, что на мемориальной доске на здании, нет вообще упоминаний о владельце и об архитекторе.


Но по поводу "бракосочетания" была только первой мыслью. Потом, прочитав коротенько об истории здания (по дороге к нему), подумал, что может быть, "счастье" – это в честь удивительной семейной пары Мухтаровых, но дочитав до конца об их замечательной истории, понял, что дом этот оказался для них не очень счастливым.

Муртуза Мухтар оглы Мухтаров (1855—1920) – крупный бакинский нефтепромышленник и меценат. Но к этому формальному представлению нужно еще добавить то, что он пользовался особым уважением в среде, как бизнес-сообщества, так и людей наемного труда. Почему так – понятно из его биографии.

Разумеется, на его примере можно провести аналогии с появлением в XIX в России множества выходцев из крестьян, ставших потом крупнейшими предпринимателями страны, а затем и меценатами. Но вот только меценатами у них становились потомки в третьем, реже в первом, поколении. А у Мухтарова это получилось за одну его жизнь. И ее одно, даже более важное отличие: в России почти все известные бизнесмены "вышли в люди" благодаря именно предпринимательской жилки, скажем, так – как менеджеры, успешные инвесторы.

Мухтаров же пришел в бизнес во многом через разработку и внедрение собственных технологий, тут будет вполне уместно сравнение с Зингером, Фордом, Цукербергом… При этом, начав трудовой путь учеником в слесарной мастерской, затем работая чернорабочим, вовсе не получив никакого систематического образования (нигде не говорится о его учебе в школе, тем более в вузе), он стал сначала квалифицированным мастером, а потом и изобретателем нефтяного оборудования, а также и его производителем (в том числе на экспорт). Тут нужно вспомнить, что Баку во второй половине XIX века был не только пионером в мировой нефтедобычи (первый буровые появились именно тут, в Техасе – на несколько лет позднее), но лидером в плане создания новых технологии. Более того, он в этот период развивался как передовой европейский многонациональный город, был передовым в плане архитектуры, культуры…

Не менее интересная история женитьбы Мухтарова. Источники не называют точных годов, но судя по всему, это было в самом конце 1890-х, когда Мухтарову было уже 40-45 лет (первый его брак был неудачным). Будучи по делам во Владикавказе он познакомился и подружился с полковником Хамби Тугановым, представителем известного осетинского аристократического дворянского рода, а в его семье – с его старшей дочерью Лези (в Баку потом его называли Лиза). Хотя разница в возрасте была 20-25 лет, это была взаимная любовь с первого знакомства. При этом абсолютно никто не сомневается в искренности чувств со стороны Лизы – Муртуза был не только симпатичным, но очень эрудированным и изысканным в манерах кавалером (кто бы мог подуматься, что он начинал с самых физически тяжелых работ на нефтепромыслах).


В одних источниках говорится, что поначалу его предложение о браке было отвергнуто полковников (все же: старинный, хотя и несколько обедневший дворянский род, и простолюдин, выбивший в богатеи), и положительный ответ был дан только после строительства на средства Мухтарова замечательной мечети во Владикавказе. Но более реалистичной видится история, изложенная здесь (почитайте очень интересно): согласие на брак было дано сразу, а Мухтаров подключился в проект (около 70% финансирования), сразу после возвращения из свадебного путешествия в Европу. Сначала, правда, он настаивал, что мечеть получила имя Лези, но местная татарская община отвергла это условие. Лиза (уже живя в Баку) уговорила мужа отказаться от этого условия.

Мухтаров не только финансировал, но руководил проектом строительства. Он отверг первоначальный проект довольно стандартного здания. Собрал новую (многонациональную и многоконфессиональную) команду: а архитектором стали поляк Иосиф Плошко, а художником, чех Франц Долежаль.

В результате, построенная в 1900-1908 гг. Суннитская мечеть, чаще всего, в том числе официальных документах называется Мечеть Мухтарова. Тут нужно отметить, что вообще-то, осетины – это в основном православный народ. Мусульманами-суннитами являются ингуши (семья Тугановых была мусульманской, наверное, они были не осетинами, а ингушами). Сам Владикавказ исторически был многонациональным, но все же интересно, что одним из самых красивых зданий города, и даже зачастую его архитектурным символом стала Суннитская мечеть Мухтарова (причем жителя Баку, и скорее всего, шиита, это наиболее распространенная религия в Азербайджане).

Вот как мечеть выглядела в те времена:


И вот как вечером 12.07.2018 во время нашей пешей прогулки, когда мы остановились на ночевку во Владикавказе по дороге на машине в Грузию-Армению:

А в Баку Мухтаров решил сделать дом-дворец для своей жены в венецианском стиле, по преданию, Лиза, попав впервые в Европу во время свадебного путешествия, была очарована, в том числе, архитектурой Венеции (но сам дворец построен в стиле "французской готики", наверное, тоже популярной в Венеции). Это фото из Вики. 

Проект реализован удивительно быстро - всего за два года (1911-12 гг). Архитектором выступает опять тот же Иосиф Плошко. с которым Мухтаров постоянно сотрудничает, например, в Баку это архитектор построил для него еще другое известное в городе здание – Доходный дом Мухтарова (фото из Вики). 


Тут нужно сказать, что в Баку в те времена работала целая группа выдающихся польских (точнее сказать – граждан Российской империи польского происхождения) архитекторов (и не только архитекторов!). Ими, в том числе, Иосифом Плошко, тут (и в других местах Азербайджана и Закавказья) было создано большее число не просто зданий, а архитектурных шедевров. И не случайно, одна из улиц в центре Баку так и называется – Польских Архитекторов (об этом еще будет отдельный рассказ).


В общем, история Муртузы Мухтарова, его деятельность в роли и предпринимателя, и мецената, общественная деятельность его жены Лизы – просто удивительна. Советую почитать об этом, например, в тех источниках, что нашел я.

К сожалению, финал Мухтарова был трагическим, но не менее ярким, чем вся его жизнь. В рассказе о самом Мухтарове в Википедии сказано довольно сухо:

В апреле 1920 года в Азербайджане была установлена Советская власть, город заняли части XI-й Красной Армии. Тогда же Муртуза Мухтаров покончил жизнь самоубийством. Могила Муртузы Мухтарова находится во дворе мечети Мухтарова в родном Амирджане.

Но статье о "Доме счастья" сказано более подробно:

В один из дней во двор дворца въехали конные красноармейцы, с постановлением об аресте хозяина и его семьи. Услыхав шум, Муртуза Мухтаров, выйдя на балкон, увидел незваных гостей. Возмутившись подобной наглостью, он спросил у них, как они осмелились въехать на лошадях во двор, устланный дорогим итальянским мрамором. Ответом был отборнейший мат, на что Муртуза, не теряя самообладания, достал револьвер и застрелил посланников, оставив последнюю пулю для себя.

В Вики о последующей жизни Лизы Мухтаровой ничего нет, но из других источников известно, что она сначала ютилась в подвалах (хорошо, что не расстреляли), потом ей с трудом через Турцию перебраться во Францию, как она там жила – неизвестно, но по некоторым данным, она там умерла в 1950-х.

14 комментариев:

  1. История интересная! Но, учитывая такой трагический финал, совершенно не понятно , почему осталось такое название "Дворец счастья".
    И ещё Андрей, исправь в тексте, режет глаз, 50% Мухтаров и 50% Муфтаров.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. По-моему, в текст как раз написано: "Дворец счастья - дворец бракосочетания". Кстати, на здании, кажется, вообще нет мемориальной таблички о Муфтарове

      Удалить
  2. Весьма любопытно. Как-то мы, когда были в Баку пропустили это.
    "...разница в возрасте была около лет..." - около чего? :)
    И как все-таки - Мухтаров или Муфтаров?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Мухтаров, около 20-25 лет

      Удалить
    3. Не знаю. Они поженились в промежутке 1895-1900. Надо ехать в Баку или Владикавказ и выяснять на месте.

      Удалить
  3. По-моему, в текст как раз написано: "Дворец счастья - дворец бракосочетания". Кстати, на здании, кажется, вообще нет мемориальной таблички о Муфтарове

    ОтветитьУдалить
  4. Всё же, хотелось бы уточнить, на сколько лет Мухтаров был старше Лизы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо бы, но я не знаю. Он 1855 года, а по Лизу известно, что она была "молодая барышня". Надо изучать!

      Удалить
    2. Выяснил, что в момент свадебного путешествия ей было 20 лет. А ему - около 45-ти

      Удалить
  5. Мне понравился интересный рассказ о Мухтарове, о человеке, который сам сделал себя, при этом зарабатывая огромные деньги не забывал строить мечети, школы, больницы. Его любовь (а она была взаимной), которую он пронес через всю жизнь, вызывает только уважение.

    Как-то покоробило замечание в начале "... можно вспомнить известную народную истину: "хорошее дело браком не назовут""

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По поводу народной истины. Во-первых, это была шутка (вставил там "улыбочку"), а во-вторых, что же делать если есть такая поговорка :-)

      Удалить