суббота, 9 июля 2022 г.

30.06-02.07.2022. Вело. Ржев – Тверь. 1-й день. 1. Ржев. Общие слова

Полное описание похода тут!

Несколько дней назад я сделал краткий рассказ об этом велопутешестии с общими впечатлениями, а теперь решил все же рассказать подробнее. 

Для этого я сделал интерактивную карту, на которую буду наносить основные "точки интереса" и маршрут. 



Сейчас я там нанес точки, которые попадают в описываемый в этом посте отрезок маршрута. Можно, например, при просмотре на ПК, открыть в одном окне карту, а в другом – этот пост, читать и смотреть, где все это происходило.

О том, как я туда добирал

Это довольно странно, но рижское направление (трасса "Балтия") – кажется, самое непопулярное из Москвы. При том, что первой нормальной автодорогой в СССР была именно "Новая Рига", которая, правда, шла только до Волоколамска. Однако, как это ни странно, но лично мне трасса "Балтия" нравится: хотя она и однополосная (в одну сторону), но на ней почти нет светофоров (населенные пункты в стороне и их мало) и не очень загруженная. Нормальный равномерный скоростной режим.

И железная дорога не пользуется особой популярностью. Кажется, уже после Новоиерусалимской начинается однопутка, которая сильно петляет (расстояние около 100 км электричка идет почти 2.5 часа), а после Шаховской уже нет электрической тяги.

Все это усугубляется тем, что в мобильном приложении РЖД есть какая-то ошибка, из-за которой в качестве доступного паровоза до Ржева показывается только поезд Москва-Ржев, очень неудобный (приходит в 3 часа ночи), а две удобные "Ласточки" (утром и вечером) не показывает...

Короче, выяснив, что "Ласточки" ходят я отправился в путь на Рижский. 


Кстати, самый удобный пригородный вокзал: никаких "рамок", лестниц-переходов… "Ласточка" – пригородная, так что для пенсионеров и инвалидов – бесплатная, но за велик надо...


5-й (головной) вагон – с местами для велика. Народу мало. Электрические розетки – у каждого кресла.


Отличный вид на Тушинский шлюз (кажется, 7-й, последние на Канале им. Москвы)


Ржев: кратко об истории

Вот прибыли. Тут я увидел, что сюда нашу "Ласточку" притащил тепловоз, наверное, от Шаховской, где электросеть заканчивается. Кстати, как вариант, сюда можно доехать и с пересадкой в Шаховской (пара "кукушек" точно ходит).

Уже на вокзале вас встречает военная ("велико-отечественная" тематика), которая потом является доминирующей.



Вообще, в моем представлении Ржев – малоизвестный в России город. Поручика Ржевского знают все, а вот, где находится Ржев, да и есть ли такой, ответит далеко не каждый. А то, что город стоит на Волге. Об этом знают в основном те, кто едет этой дорогой на Селигер, даже те, кто еще просто по "Балтии" – не очень в курсе, так как город в 3 км от трассы.

Возможно, одна из причин такой "малоизвестности" Ржева – нежелание вспоминаться о почти полуторагодовой Ржевской битве (1941-43 гг), известной как "ржевская мясорубка", о которой тут явно напоминают братские захоронения через каждые несколько километров (вот несколько моих постов об этом: 07.08.2020. Волга+Вазуза и Мемориал ВОВ, Мончаново, 15 км западнее от Ржева., Именно в районе Ржева наиболее остро и наглядно понимаешь...).

При том, что Ржев – старинный город с интересной историей. Довольно странная история с датой основания Ржева. В Вики приводится две даты: 1019 (первое упоминание) и 1216 (основание), хотя обычно датой основания считается именно первое упоминание. Возможно, это потому, что тогда нужно признать, что город был основан Новгородом. В общем, в этом месте (Ржев – Зубцов) как раз пересекались территориальные споры разных частей Киевской Руси: Новгорода, Смоленска, потом – Литвы, Твери и Москвы.

До середины XVII века Ржев был пограничным городом на польско-литовских рубежах, потом развивался как транспортный и торговый центр (с развитой обработкой льна и пеньки), но с появлением железных дорог его значимость стала снижаться.


Исторически город изначально появился на левом, высоком (северном) берегу Волги, но потом стал осваиваться правый берег. Со времени Раскола в середине XVII тут была очень сильная старообрядческая община (в основном "беспоповцы", то есть наиболее "строгие" старообрядцы, даже по официальным данными – 50%, а в реальности больше, купечество – почти на 100%). Причем город и территориально поделился на две части: левобережная (Князь-Федоровская) была заселена сторонниками реформ Никона, правобережная (Князь-Дмитровская) – старообрядцами, противниками реформ.

Откуда такие названия двух частей города по две стороны Волги( Князь-Федоровская и Князь-Дмитровская), которые и сейчас в ходу (хотя с 1917 называются официально Советская и Красноармейская, на одной стороне находились Советы, органы власти, а на другой – части Красной Армии, соответственно две главные улицы называются Советская и Красноармейская)? Все идет с конца XV века, когда левый, высокий берег входил в состав удельного Волоцкого княжества, а правый, низкий – удельного Рузского княжества, и правили ими соответственно князь Федор Волоцкий и князь Дмитрий (сын Ивана III). Объединение двух сторон в город в составе Московского княжества произошло только в 1521 году.

В завершение краткой исторической справки – вот карта города. Обратите внимание на удивительную для исторических российских городов четкую прямоугольную разметку территории.


Вот как выглядит карта города сегодня (Викимапия) - этот понятная структура

Вот. Кратко о города рассказал, а далее - что я увидел, поехав от вокзала на велике

2 комментария:

  1. "(вот несколько моих постов об этом:" - А где посты????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Где... У склероза :-) Вот добавил. Спасибо!

      Удалить