среда, 5 октября 2022 г.

Дагестан'22. 29.04. 2. Поход в Гамсутль через Снежную Вершину с Магомедом

Рассказы о путешествии 26.04-03.05.2022. По Дагестану на авто

Предыдущий рассказ: 29.04. 1. На авто от Чалды до Гамсутля .

Там я рассказал о начале этого дня, как мы доехали до кафе "Обох", откуда начинается поход собственно к самой знаменитой (для туристов) в Дагестане "брошенной деревне" (вообще-то, таких деревень тут много, в одной из них, Короде, мы были днем ранее). Итак, мы подъехали к "Обох", где познакомились с Магомедом, который предложил свой вариант "как попасть": не подниматься отсюда, а подняться еще выше на джипе, а потом только спускать. Конечно, мы согласились.

Согласились мы еще (или даже в первую очередь) и потому, что нам сразу понравился наш новый знакомый. И не только жизнерадостным характером, но и тем, что сначала четко рассказал о разных вариантах подъема и только потом очень ненавязчиво предложил свой вариант. В общем, мы поехали и оказались очень рады не только путешествию, но и новому знакомству.

Итак: 10:50. Мы оставили свою "Гранту" у кафе "Обох" и поехали дальше с Магомедом на его джипе.

Как я говорил в предыдущем рассказе, Согратль - это важный центр истории Дагестана, столица Андалалского Вольного Общества (региона), игравшего заметную роль в XVII-XIX. К сожалению, Магомед ничего не рассказал об истории этих мест и не предложил нам заехать в мемориальных комплекс Ватан (я о нем и о Андалале писал в предыдущем рассказе). Кажется, он про него как-то мельком упомянул, но мы не поняли его значимости.

Вот схема нашего пути наверх

Жилище какого-то уважаемого человека
Это на вершине с другой стороны - кажется, какое-то военное укрепление
Вот тут у нас возникло ощущение, что где-то мы такое видели. Где? Да, в горной Италии!
Там, конечно, поприличней, но общая архитектура примерно такая же.
Нижняя дорога около села. В общем-то, можно было бы проехать и на моей Сузуке, но не стоит...

Миновав деревню, мы выехали на проселок по горе, дорога была вполне приличной.
По дороге мы постоянно говорили, в основном рассказывал Магомед (он сам родом из этих мест), я что-то спрашивал.
Запомнился разговор о местных языках. Вообще, вся западная горная часть Дагестана - это аварцы. Лезгины живут в южной горной части, аварцы с ними мало пересекаются, так как отделены от них хребтами. Раньше всех жителей Дагестана люди со стороны Европы (в том числе Россия) часто называли лезгинами. Считается, что это пошло от Ирана, как как вторгаясь сюда с юга, он встречал поначалу именно лезгинов и считался, что и дальше живут они же.

Так вот о языках. Магомед сказал, что люди тут еще недавно жили так, что за пределами деревни редко общались с кем-то, даже с соседней деревней. И в результате получилось так, что чуть ли не каждая деревня говорила на своем языке. "Люди из соседних деревне в разговоре часто не могут понять друг друга".
В целом, такую ситуацию нам подтвердила и директор музея в Гунибе (она провела для нас отличную экскурсию, отличный музей!), но уточнив: "Но есть еще диалект литературного аварского языка, на котором все могут общаться друг с другом". Но о музее и о том, что мы там узнали - отдельные рассказ.

И вот мы наверху! Суда чуть раньше приехала вот такая команду на "Буханке".
На самой вершине - сеточная кровать. Наверное, тут есть какой-то обычая ходить сюда приходить парами.

Довольно странно, но официально эта точка не имеет названия. Магомед сказал, что часто ее называют Снежная Вершина. На самом деле, она похожа на очень пологий купол, но достаточно высокий, чтобы иметь обзор на 360 градусов.
Обратите внимание: вокруг довольно невысокие горы (думаю - все ниже 2500 м). Снежников нет (хотя всего лишь конец апреля). Лишь вдали на востоке (в сторону Центрального Кавказа чуть-чуть виден снег)
Еще: я на  видео говорю "какой-то маяк". Про него сказал Магомед, я подумал, что речь идет именно о сооружении. На самом же деле, Маяк - это очень интересная вершина (2352м), которой заканчивает Гунибское плато. Интересно - откуда такое название?

Это вид на юг, как раз где-то нам начинается район лезгинов.

Это вид на север, видны вершина Маяк и Гуниб
Это деревны Чох, нам потом туда. И чуть видна верхушка Гамсутля (нам сейчас туда)
Еще Магомед показал, про происходит похищение невест кунаками.
Поскольку тут все же была не невеста, то ее можно было приобнять. А вообще-то дотрагиваться до невесты никто не имеет право. Просто подходишь к ней и Хоп - И она уже завернута в бурку. Положил на плечо и понес куда надо. Не дотрагиваясь!
Кстати, может, приносят как раз сюда, а тут уже жених ждет.

Все, говорим "До свиданья" Магомеду

(Кстати, мы признались, что довольны поездкой, и значит имеем право произвести оплату. Что прямо тут и сделали, через мобильное приложение Сбербанка). Договорились, что встретимся внизу, в кафе "Обох" (откуда стартовали): позвоним ему с тропы, чтобы он заказал нам обед (готовка потребует минут 30)  и мы прошли бы к уже накрытому столу.

Он  полетел за другой партией туристов:

11:45. Через 50 минут после старта от кафе "Обох" мы пошли вниз к Гамсутлю.

Увидели такой камень с какой-то явно рукотворной емкостью. Водя у нас собой была, эта не пригодилась

Путь от Снежной вершины до Гамсутля - довольно очевиден: идешь прямо вниз по склону. Тем более, что впереди мы визуально видели команду, которая стартанула раньше. Потом подходишь к крутяку, тут понятно, что нужно идти направо. Идем направо и тут единственная плакат-стрелочка - что нужно поворачивать налево (см. в центре фото)

Тут открывает вид на такой прекрасный Цирк, нам надо перейти на левый край, чтобы потом спуститься к деревне

Но пройти нужно по траверсу (метров 200-300) по такому довольно крутому и небезопасному склону.
Дело в том, что хороших троп тут нет, только узкие "козьи" дорожки. Потерять равновесие (особенно, если посмотришь вниз) вполне можно. А если пойдет хотя бы небольшой дождь, то просто труба. А погода в горах меняется быстро и неожиданно (когда мы шли уже ниже, немного подождило).

Короче говоря: если гиды привозят сюда туристов, то тут нужно обеспечить безопасный траверс. В первую очередь: вбить опоры и натянуть канат, за который можно было бы держаться на траверсе (а может быть, даже цепляться к нему страховкой).
И еще нужно проверить, чтобы все туристы имели хорошую обувь для трекинга!

Вот это место:

Это мы уже прошли траверс, фото туда, откуда мы прибыли.
Дальше все красиво и просто

Вот тут я показал участок "неприятного траверса"

Весь Цирк - в террасах
Тут мы догнали команду, которая шла впереди (откуда они? точно не из Москвы. Кажется, из Омска). Обратите внимание - начался небольшой дождь. Не знаю, как пройдут траверс те, кто сейчас наверху.
Вот там где нас ждет наша "Гранта"
Вот здесь еще один неприятный траверс, но тут хотя бы четко видна тропа. Но ее сейчас немного "полило", нужно идти очень аккуратно.

Вот и цель нашего мини-похода - горный аул Гамсутль. Издали выглядит как сказочный город-крепость, стоит на обрыве в конце длинного горного языка.

Вот что сказано в Вики:
В переводе с аварского слово «гамсутль» означает «у подножья ханской крепости». Впрочем, есть и другой перевод — «крепость царя»
В прошлом аул был достаточно населённым и имел весьма развитую инфраструктуру: ещё в прошлом столетии в селе работали магазины, небольшая больница и родильное отделение. Добраться в село не составляло труда — в горный аул вела вполне пригодная для движения автомашин и другого транспорта дорога.

Около четырёх десятков лет назад жители села Гамсутль начали постепенно покидать село, отправляясь в более крупные и менее труднодоступные населённые пункты. Впоследствии село опустело, в 2015 году скончался последний его обитатель.
По данным учёных примерный возраст села составляет 2 тысячи лет.
На территории села находили артефакты различных эпох и религий: христианские кресты, надгробия с надписями на персидском языке, на фасадах домов можно и сегодня различить арабскую вязь, а дверь одного из них украшает Звезда Давида

Гамсутль - одна из главных туристических фишек (присутствует во всех турах), и, кажется, единственный с достаточно серьезным трекингом. Народу было довольно много, при том, что майские праздники еще не начались.

Но "туристическое обустройство" - откровенно слабое. Никакой информации, схем, буклетов, указателей. Каких-то ограждений в опасных местах. Короче, как жители оставили, так и остается. Разрушается дальше.

Тема "почему люди ушли отсюда?" - отдельный. Наверное, в том числе и потому, что дорогу сюда так и не сделали (мы шли по дороге вниз, плохо верится, что сюда можно доехать). Вообще, горное население Дагестана быстро сокращается. Каких-то заметных признаков сельского хозяйства не видно. А вот в Альпах люди в горах живут....

Вот как мы сюда добирались:

Ограждений нет...
Это фото с высшей точки Гамсутля. Это вид на деревню Чох
А это вид на Снежную вершину, откуда мы спустились

12:55. Мы пошли вниз, к машине. В принципе есть более короткая тропа (желтая стрелка), но она уже тут не очень безопасная, а дальше, возможно, совсем не безопасная.

Брошенных деревень тут немало. Вон на том склоне - еще одна.
Тут виден Чох (слева сверзу) и дорога, по которой мы приехали сюда.
Появляются какие-то признаки жизни
Кажется, тут делают придорожное кафе

Последние метров 700 мы шли с этой командой (у них тоже свой гид). Внизу решили остудить уставшие ноги
От воды метров 500 во дороге вверх и мы у кафе "Обох", рядом с которым припаркована наша "Гранта". Как договаривались, с тропы позвонили Магомеду, он сделал нам заказ, но народу еже много, пришлось минут 15 ждать.

Компанию нам составил вот этот мужик, кажется, тоже из Москвы (что тут было большой редкостью, в основном - "нестоличный народ", но в том числе издалека (например, из Омска).
Мужик постарше меня. Тут путешествует с сыном и его женой. Четвертый - гид.
Это для Дагестана обычная схема - мини- (2-3) или средние (6-10) человек группы, но каждая с индивидуальным постоянным гидом.
Наш вариант (без гида) - редкое исключение. Мы встретили за все путешествие только еще две такие пары (но на своих авто приехали), - из Москвы и из Питера.

Итак, второй пункт сегодняшней программы выполнен (первым была дорога сюда).
14:50. Переходим к следующему пункт - Чох!