Четвертый день нашего автопутешествия (как обычно – насыщенного) по Дагестану. Перед этим у нас было две ночевки в Чалде, вчера мы побывали в нескольких классных местах (Карадах, Корода, Гоор, Хунхах), а сегодня рано утром оттуда отправились в район долины реки Каракайсу. Вообще, оттуда есть, вроде как, дорога "напрямую", но нам однозначно сказали: туда и на джипе не стоит соваться (хотя, во время визита сюда Александра II в 1871 г., царское семейство из Гуниба в Карадах ехало через горы, правда, кажется, по другой дороге, которую тогда для них и сделали).
Вот о чем тут будет рассказано:
- О ночлеге в Чадле
- Общий рассказ о пути этого дня (реки, ГЭС, мосты)
- Гернебийский Красный мост
- Гергебильской ГЭС
- Андалалское Вольное Общество
- Андалалские Ворота
- Георгиевский Красный мост
- Гунибская ГЭС
- Виды на террасы у села Чох
- Как добираться к Гамсутлю?
- С Магомедом на Снежную Вершину
Утром - завтрак, который нам приготовил хозяин.
Мы у него ночевали в Чалде две ночи. Поселись так: приехали в Чалду, остановились около кафе, где стояли местные люди, спросили "как бы нам остановить на две ночи", они позвонили, мы подъехали до дома (метров 300) и поселились. Весь до в нашем распоряжении. Вот пара фото внутреннего интерьера, но тут не все - есть еще спальня и еще что-то...
Столовая
08:55. Стартовали. Это "торговый центр" в поселке. Советское название "Гастроном" в какой-то степени отвечает содержанию: ассортимент магазина был примерно на уровне советских времен (это вообще характерно для горного Дагестана).
Еще интересная штука - кафе (за гастрономом). Оно УЖЕ закрыто: мы попали на пост перед Рамаданом, мусульмане могут есть только после захода солнца до восхода. Соответственно, и кафе работают (если вообще работают) также. Вообще, надо сказать, с общепитом в Дагестане "не очень", хотя туристы вроде бы появились, но их явно маловато.
Вот куда нам ехать сейчас
Вот как выглядит наш автопуть (желтым) в 3D (Гугл Земля). И тут нужно дать некоторые общие пояснения.
Одна из фишек Дагестана - это система горных ГЭС. К сожалению, они в нашей стране ГЭС не в входят в число "туристических объектов", в отличие от других стран, и Дагестан не исключение.
А жаль. Ведь ГЭС обычно возводятся в красивых местах (высокие берега, ущелья), это - выдающиеся технические и архитектурные сооружения.К сожалению, за редким исключением, даже увидеть их со стороны во всей красоте, не получается.
Днем ранее мы видели Гоцатлинскую ГЭС на Аварской Койсу, ехали по красивой дороге вдоль водохранилища. А сегодня у нас на пути две ГЭС на Каракойсу - Гергебильская и Гунибская. Обе имеют плотины арочного типа, что для России редкость (и почти все - в Дагестане).
Вот.
Ну, а пока мы едем из Чалды вдоль Аварской Койсу вниз. Тут идет ремонт дороги (точней - делают качественно новую)
С заправками тут плохо, нужно знать точно, где можно заправляться, но таких АЭС мало. В горах лучше не заправлять, да и на равнине - надо знать где.
Сооружение нормальных дорог и стационарных мостов в этих краях началось в 1860-х (после завершения в Дагестане Кавказской войны в 1859 году, на Западном Кавказе война продолжалась до 1864 года).
Многие мосты были металлическими (наверное, какой-то типовой проект) и почему-то многие назывались "Красные". Сейчас тут стоит новый мост, но тоже Красный (опять же, как я вижу из Интернета - типовая для Дагестана конструкция и цвет). Фото не мое...
Вот тут мы подъезжаем к Гергебильской ГЭС, она стоит в сужении ущелья, но, к сожалению, с дороги видна не очень хорошо (только верхний край).
Строительство началось в 1929 году, первый гидроагрегат был запущен в 1938-м. Но фактически проект полностью был закончен (вышел на заданные отметки по уровню плотины) только в результате работ в 1956-60 гг.
Первоначально (в конце 1920-х) планировалось, что плотина будет арочной, для ее проектирования были приглашены итальянские инженеры. Но уже в ходе строительства выяснилось, что скальные берега не достаточно крепкие, поэтому начальный варианта заменили на арочно-гравитационный (таких в России две, вторая - Саяно-Шушенская).
Через 7 км - одно из самых замечательных мест дороги. Которое, к сожалению, кажется, не имеет название, но я бы предложил назвать его Андалалские Ворота, где кроме красивого узкого ущелья находится Георгиевский Красный мост, Гунибская ГЭС и Башня "Андалал".
Вот вид этого места на Гугл_Земля.
Смотрите: река Каракойсу в этих местах "прорезает" несколько горных хребтов, который стоят перпендикулярно к реке. И главная "прорезь" - как раз эти Ворота в район , который раньше назывался Андалалское вольное общество, группа аварских селений, которая управлялась местными советами старейшин во главе селния Согратль, в том числе при борьбе против вторжений. Обратите внимание: центр района было в селе Согратль, в горах, мы сегодня проедем через него.
Комплекс построен по инициативе и финансовой поддержке Гамзат Магомедович Гамзатова (это там очень распространенная фамилия), известного деятеля энергетики, родом из тех мест.
Но вернемся к Андалалским Воротам, узкий скальный проход по реке Каракойсу. Тут перекресток дорог: налево дорога идет в сторону Салта (там находится подземный водопад, где мы побываем завтра), направо - через горы к Карадахской тестине (где мы были вчера) с выходом в долину Аварской Койсу (именно по этой дороге нам не советовали ехать).
Именно тут в 1866-м был построен (кажется, в приезду сюда в 1871-м Александра II) еще один металлический Красный мост, который имел также названия Салтинский (по названию ущелья, откуда шла дорога, раньше тут был деревянный мост, который назывался Салтинский) и Георгиевский (в честь юного великого князя Георгия Михайловича, аншефа Апшеронского полка, солдаты которого строили этот мост).
На обоих старых фото - вид с верхнего течения реки
А вот как теперь это место выглядит с нижнего течения реки. (Но туристы такого вида не увидят, чтобы увидеть такое нужно проделать большой путь по горным тропам).
В 1995-2005 году тут был построена Гунибская ГЭС, на этот раз - именно арочная плотина. Заодно вместо старого было построен новый мост, а также - мемориальная башня Андалал.
Вот несколько "не моих" фото:
Ну, а дальше - мои фото из нынешнего путешествия:
Мы тут остановились коротенько, только сделать несколько фото и погнали вперед, так как впереди было много дел.
Проехали мимо Гуниба (вот он - на горе, на другом берегу)
Тут - деревья, на которые навешены разные цветастые тряпочки. Что это за обычай и зачем это - что-то забыл...
Вот впереди - горное село Чох, но мы решили сейчас его объехать, заехать на обратном пути
Это место у меня на карте было обозначено как "вид на террасы"
Виды действительно классные, и такие видов тут полно. Это естественные или искусственные террасы? Нам потом объяснили: рукотворные, для сельскохозяйственных насаждений.
Обалдеть можно - сколько их тут и какого труда это стоило!
Но вот только никаких насаждений уже давно тут нет.
Поехали дальше. Чох остался слева наверху.
10:43. И вот мы приехали в конечную точку, откуда начинается уже путь к Гамсутлю.
Теперь нужно решать конкретно - как туда добираться. До этого я, конечно, что-то смотрел на картах, но там было как-то не очень понятно, теперь нужно определяться на месте
Определимся сразу: с картами, схемами, описаниями и разметкой на местности, в Дагестане дело обстоит "не очень". Вся система сегодня строится на том, что нужно взять гида (причем обычно - сразу на неделю, на всю поездку), который "все знает". При такой модели туризма карты и пояснения - только вредны (для бизнеса гидов). А вред от такой модели для туристов заключается в том, что гид не всегда может и хочет показать то, что стоило бы посмотреть.
Короче. Гугл (скрин выше) вообще не захотел показывать нам путь к цели, нарисовав только общие вектора направлений.
К тому, что показывает Organic Maps (лучший помощник в путешествия) тоже нужно относиться осторожно. Он порой показывает не самые лучшие варианты. Вот, что он показал поначалу:
Вроде бы самый короткий путь (3 км), но, как выяснилось - самый сложный, а местами и несколько опасный: по тропам с крутыми склонами, на которых лучше не спотыкаться...
Наиболее же оптимальным (в том числе и по времени подъема!) является такой - по горной дороге Но это мы определили уже спустившись вниз по этому пути.
Так или иначе, но было понятно, что подъем до "места" займет не менее 2 часов. Там и обратно - 2 часа, вернемся где-то в 15 часам...
На этой площадке (небольшая парковка, кафе) почти никого нет (туристы еще не приехали). Только наша Гранта и рядом джип с местным водителем. Беседуем:
- Как нам лучше попасть в Гамсутль?
- Можно проехать немного вниз на машине, вот туда (видно - метров 500), а оттуда вверх пешком. Там ребята могут подбросить на авто еще примерно на 1 км (стоит по 200 р с человек), но потом все равно дальше пешком.
- Понятно, спасибо!
- Но есть еще вариант: я вас могу забросить на своей машине на верх хребта, а вы оттуда спуститесь к Гамсутлю пешком вниз. Так будет быстрее и намного интересней.
- А как туда дорога, наверх?
- По желанию - можно с экстримом, можно без.
- Нам без. И сколько стоит?
- 1500 р за обоих. И давай так: вы заплатите, только если вам понравится. Приезжаем наверх, вы говорите "понравилось" - платите, говорите "нет" - нет.
- Ок. Поехали! Как вас зовут?
- Магомед. Поехали!
И мы поехали. Что было потом - в следующей части рассказа. Скажу только - это было, наверное, самым интересным эпизодом путешествия, в том числе и потому, что мы познакомились с таким интересным человеком - Магомедом!
Вот как это было...
Комментариев нет:
Отправить комментарий