суббота, 15 октября 2022 г.

Дагестан'22: встреча с велотуристами из Москвы


Рассказы о путешествии 26.04-03.05.2022. По Дагестану на авто
В рассказе о том, как возникла идея этого путешествия, я сказал, что за год до этого в нашей велокомпании обсуждался вариант велотура по тем местам, но дело не сложилось, так как уже на предварительном этапе разговоров стало ясно, что маршрут получается, с одной стороны, сложный, с другой – не очень понятно зачем.

И уже в начале второго день пути (27.04.22, когда мы после ночевки в Кизилюрте, в долине, поехали в горы) я для себя четко понял, что ехать сюда в велопоход не стоило бы. Ну, то, что это горный рельеф, это физически сложно, - это понятно. Что важней – не интересно (по крайней мере, на мой вкус), довольно унылый пейзаж, насколько видно - какая-то выжженная, каменистая земля, без признаков леса, довольно однообразно. На машине (с кондиционером) – это нормально, но на велике?

Короче говоря, я уже за день несколько раз сказал своей спутнице "как правильно мы тогда не поехали сюда на великах", как вдруг впереди увидел пару велотуристов! 

Это произошло около поселка Шамилькала на берегу Ирганайского водохранилища (правый берег реки Аварское Кайсу).

Эти два фото - не доезжая Шамилькалы 1.5 км. Вид на плотину Ирганайского водохранилища (Аварской Койсу). А сама Ирганайская ГЭС - ниже плотины на 8 км, у знаменитого села Гимры. Это этого места от Гимры идет сплошной подъем: сначала небольшой по долине реки, потом резкий серпантин до гребня плотины, потом еще сюда.



Кстати, в этом месте я поначалу ожидал увидеть какую-то крепость имама Шамиля, но, изучая вопрос уже "ближе к телу", узнал, что ничего от истории XIX века тут нет: это поселок гидростроителей Ирганайской ГЭС, основанный в 1985 году под названием Светогорск, и переименованный в честь имама (историческая личность Дагестана номер 1) в 1991 году ("кала" – это в переводе не только "крепость", но в первую очередь – "город".

Итак время: 17:10. Мы на авто обогнали немного велопару. Я пытался остановить их, помазав рукой, но они даже не заметили этого. Они только, уже проезжая мимо, заметили меня, но не остановились.


Тут я должен сказать, что остановить велотуристов на трассе (поболтать и пр.) – дело не простое. Просто стоять на обочине и махать рукой – дело почти бесполезное. На 80% - они вас просто не увидят, так как в основном смотрят на дорогу под колесо и метров на 10 вперед (это я говорю и как велотурист со стажем). А если и увидят (оставшиеся 20%), то подумают, что это просто какие-то чудаки приветствуют их. Ну, а если велотурики едут в горку (а в этом месте у Шамилькалы, как раз уже начался подъем), но то они никого не увидят на все 100%: в этой ситуации смотришь только под колесо и в голове только одна мысль "На хрена меня сюда занесло! Это мой последний велопоход, больше – никогда!".

Короче, чтобы остановить велотуристов на трассе, нужно перекрыть дорогу, как это делала троица Бывалый-Трус-Балбес, и громко кричать, чтобы вас все же как-то заметили и не покалечили (вас!),

В общем, пообщаться у Шамилькалы не получилось, пара проехала. Я завел авто и поехал дальше.



Дорога шла как раз в гору, начался затяжной подъем с поворотами. Через пару километров – перегиб дороги (подъем закончился, начинается спуск) с большой площадкой и видами на водохранилище. Вот тут мы их и подождем: именно в точке перегиба велосипедисты наконец поднимают голову, чтобы посмотреть вперед. Ну, а некоторые, кого интересует не только "крутить педали", еще и останавливаются, чтобы посмотреть на окрестности.

Короче говоря, через несколько минут после нас к этому месту подъехала велопара, с которой мы немного пообщались.



1. Они из Москвы, уже по виду понятно, что опытные велопутешественники.
2. Кажется, я им задал вопрос "почему вы решили приехать именно в Дагестан", но что они ответили – не помню.
3. Насколько я помню, на великах они едут от Кизилюрта (откуда мы выехали сегодня утром на машине, до туда добирались (кажется, от Махачкалы) на каком-то транспорте. Едут сегодня третий день, в день получается около 50 км. Хотя, опять же, возможно, я что-то путаю, так как от Кизилюрта до места нашей встречи где-то 110 км.
4. Отдельный вопрос: где ночуете? У них с собой палатка и спальники (это видно по рюкзакам), но все разы они ночевали в стационарном жилье. По примечательной причине: "нет мест для установки палаток". Я на этот момент тоже обратил внимание из машины: действительно мест под бивуаки нет: мало ровных площадок, а то что есть – в камнях, на голых местах, вода далеко.
5. Как долго еще собираются ехать? Точно не помню – то ли до района Карадаха, то ли добраться до Гуниба. Но оттуда на автотранспорте уже к морю. Все путешествие – около недели.

Наша встреча была коротко: в 17:10 мы их видели у Шамилькалы, а уже в 17:25 закончили общение на смотровой площадке и поехали каждый со своей скоростью дальше.

На следующий день (28.04.22) мы отправились в Карадахскую теснину (одна из туристический фишек Дагестана) и там по ходу пешего трекинга познакомились с парой из Питера, которые путешествовали тут на своей машине. Шли вместе обратно, по достаточно пологим местам, где можно говорить, обменивались впечатлениями. В том числе вспомнили о московской велопаре. Оказалось, что питерская велопара тоже видела их вчера, но раньше – в районе Гимринского туннеля. Тут я задал вопросом: а как ребята на великах проехали туннель, по которому, вообще, на великах не должны пускать? Понятное дело, что там на обоих въездах, стоят и патрульные машины…


(Гимринский тоннель – 4304 м, самый длинный автодорожный тоннель в России. Строился для подвоза грузов при возведении Ирганайского гидроузла, но также и для обеспечения доступности 9 горных районов с центром Дагастана. Строительство началось в 1979 году, в 1991-м произошла сбойка южного и северного забоев, тогда же началась его временная эксплуатация (там все текло и сыпалось). С середины 2000-х начались работы по доведению тоннеля до нормального состояния, в постоянную эксплуатацию был сдал в 2012 году)

"А мы их обогнала именно в туннеле. Въехали и видим: впереди идет небыстро гаишная машина с мигалкой. Подъехали ближе: оказывается машина сопровождает по тоннелю именно этих велосипедистов. Гаишник помахал нам рукой из окна, чтобы мы их обгоняли по встречной полосе".

Вот так! Можно на велике проехать по самому длинному в России автотоннелю!

После Карадахской теснины мы отправились в Короду, а оттуда – обратно к Чалде, чтобы оттуда отправиться в наверх в Хунзах. И вот тут, когда ехали по берегу водохранилища Гоцатлинской ГЭС опять встретили эту велопару. Мы остановились, но они проехали мимо нас, кажется, даже не заметив.

Ну, а мы поехала дальше, вдоль Гоцатлинского водохранилища
Тут виден гребень плотины:

А дальше, дальше, дальше...

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий