понедельник, 14 февраля 2022 г.

ШЛ12х. 29.07.2012. По Большому Северному Балкону Шамони. #3: Спуск домой 2204-1036


... завершение этого дня. Во предыдущей части - проход по горизонтальной части пути, собственно по Балкону на высоте около 2200 м.
 


... Итак 16:00, я дошел до крайней части Балкона, тут есть точка 2204 м, которая зазывается Le Signal, откуда отрывается шикарный вид на ущелье Mer-de-Glas? самого известного ледника Примонбланья и даже, наверное, и всех Альп.


Вопрос для тех, кто тут первые: что означают эти серые берега у этой ледяной реки? Откуда они взялись? И что означают хорошо заметные поперечные полосы на леднике?

"Ося и Киса были здесь"  (с)
 
На той стороне ущелья - две Птицы (в том числе одна из самых знаменитых "игл" - Пти Дрю), и массив Montets.
От Le Signal (2204) идет спуск серпантином почти 300 м до 1913 м


Не помню что это такое и зачем. Кажется, тут небольшой стенд с описанием геологии этих мест
 Тут такой небольшой туристический комплекс - Montenvers
 
Много стендов с разными описаниями данного места и окрестностей

Гостиницы (наверное, не одна), кафе, станция "паровоза", музей и пр.


17:20. Пришел в Монтенвер.  Расскажу об этом месте немного подробнее.
В ближних окрестностях Шамони находятся две САМЫЕ горный туристические "фишки" - перевал Бельвю (1800 м) и Монтенвер (1913 м), которые непосредственно связаны с двумя "технологическими фишками" - горными железным дорогами, Трамваем Монблан (584 - 2372 м) и Поездом Монтенвер (1042-1913 м) . Любопытно, что обе дороги строились почти одновременно (были введены соответственно в 1907 и 1908 годах) и были изначально ориентированы на туризм. Скорее всего между двумя этими проектами тогда была своеобразная конкуренция, так как находились они в разных административных районах: Трамвай - шел от Сен-Жерве, а Поезд - из Шамони.
Но сейчас Bellevue относится, скорее, даже к Шамони, так как туда проще попасть на канатках от Лез-Уш, а вот в Монтенвер - только из Шамони на поезде.
Бельвю и Монтенвер находятся примерно на одной высоте и являются центрами, откуда в разные стороны расходятся тропы. Но в плане рельефа они разные: Бельвю - это такое плато, а Монтенвер - примостился на горном склоне. Про Бельвю и Трамвай я уже подробно рассказал, теперь о Монтенвер.

Вот как выглядит горный паровоз 1908 года, установленный на нижней станции Шамони.


А это современный поезд (локомотив и пара вагонов) подходит к Монтенверу.

Главная достопримечательность тут - знаменитая ледяная река, ледник Mer-de-Glas ( "море льда"). Один только вид того стоит.



В момент сооружения дороги, в начале XX века, уровень ледника было как раз на отметке станции (ну, может быть ниже метров на 30). Уже в XIX веке это было популярное туристическое место,

Тогда было модным пройти по леднику, что, вообще говоря, дело не очень безопасное (конечно можно гулять и в таких нарядах, но даже здесь было бы полезно идти в обвязке и в связках).

В 1908 сюда прибыл первый паровоз:

Но как раз в начале XX началось глобальное потепление в Европе, этот процесс наглядно виден именно по ледникам и в Альпах, и на Кавказе. Раньше Мер-де-Глас доходил прямо до долины Шамони, сейчас он заканчивается фактически именно около Монтенвера. Его уровень упал здесь на 300 метров.
Вот графическая реконструкция: как выглядел ледник тогда и как выглядит сейчас. Поперечные полосы - годовые (как кольца у деревьев, но тут - разная структура поверхности льда летом и зимой), показывают скорость движения ледяной реки (90-120 метров год).

 


 

В середине 2012 года он выглядел вот так:

Скорее всего сейчас (2022 год) он опустился еще на несколько метров: в последние 50 лет процесс таяния идет быстрее, чем в первой половине XX века.
Так что сегодня добраться до поверхности ледника - это не очень простая задача.
Поначалу, наверное в 1960-70-е (когда стал развиваться горнолыжный туризм, нужно было забираться лыжников, которые спускались сюда с Белой долины), была сделана канатная дорога, по вертикали - метров 150м. Но процесс таяние продолжался, и тогда от нижней станции канатки до ледника сделали стальную лестницу. Но уровень ледника опять уходил вниз, и у лестницы появлялись все новые и новые пролеты.

Короче, сейчас это выглядит вот так:

Зачем народ спускается и поднимается? Кроме уникальной возможности "вступить на ледник", тут есть еще более уникальная огромная ледяная пещера-музей (оно того стоит!). Но дальше 50 метров от лестницы никто не ходит - это и непросто и реально небезопасно, хотя и очень интересно.

Особая фишка тут зимой. Ведь именно здесь закачивается знаменитая фрирайдная зона Белая долина. Когда после этого непростого несколько часового спуска-путешествия лыжники, "довольные, но усталые", подъезжают сюда с мыслью "Ну, наконец-то! Домой!", для тех, кто тут едет впервые (а таких тут много), оказывается неприятным сюрпризом то, что нужно брать лыжи на плечи и "вперед и вверх!" 150 м по вертикали (у меня есть несколько записей о Белой долине, вот одна из них: Советы-Шамони. Главная фишка - спуск по Белой Долине).

Кроме красивых видов (в том числе сидя в открытых кафе) и возможности погулять по красивым окрестностям, в Монтенвере есть, кажется, даже несколько музев и экспозиций по местной природе. Интересно!
Ну, ладно. Рассказал о Мер-де-Глас, посмотрел в очередной раз на него, пора идти дальше, по краю левого берега ледника. 17:38.

 
    Судя по всему, верхний уровень ледника в конце 19 века доходил вот до этой точки (метров на 50 ниже жд станции  и всего современного туристического центра), Кажется, это остатки дороги, которая доходила до этого места.

Прохожу под канаткой: вид вниз (но от нижней станции канатки до ледника нужно еще по лестнице 100-150 м по вертикали!) и вверх.



Когда-то тут была дорога, но сейчас -  только тропа среди камней, которая идет по краю ущелья
Да, вот тут видно - край ледника раньше был именно здесь.

Вид на противоположный берег

 
Местами тропа проходит вот так:

 
18:30. 1638 м . (спустился почти на 300 м), На картах есть два название: Les Rochers или Buvette des Mottets. Вообще-то, весь этот поход по Балкону был во многом задуман именно для того, чтобы побывать именно в этом месте. Почему - читайте далее.

 
 Тут нужно вернуться к зимним делам и к главной "зимней фишке" Шамони - спуску по Белой долине. Как я уже писал выше, основной вариант этот маршрута заканчивается у Ледяного грота, далее - вверх по лестнице (~100-150 м по вертикали), потом на подъемнике, а оттуда на паровозе вниз в Шамони.
Но есть и другой, несколько более сложный, а главное - не такой "всепогодный" вариант" - через Les Rochers.
У Ледяного грота фактически заканчивается и сам Ледник, дальше начинается его физическая концовка в виде резкого обрыва, сложного рельефа и "усыхания" (физически лед заканчивается примерно через 1,5 км).
Короче говоря, при некотором желании (и умении) после Грота можно (хотя и не всегда, если снег уже начал таять) проехать (или лучше сказать "пробраться) еще около 700 м (с резким спуском), там снять лыжи и подняться пешком по горной тропе до Les Rochers по вертикали 200-250 м.
Но на этом проблемность участка не заканчивается. Хотя оттуда есть довольно спокойный спуск по горной дороге до Шамони, но совсем не факт, что там есть снег (особенно внизу, ведь даже в Шамони на уровне 1036 не всегда есть снег в достаточном количестве). То есть даже, если сверху поедете на лыжах, то потом легко может оказаться, что пару км нужно будет идти в ботинках.

Вот вид на окончание Ледника от Les Rochers. Лет тут только уже в самом низу ущелья, летом его сложно заметить, как как сверху он засыпан грунтом, который падает сюда с берегов.
Вот выход сюда тропы от Ледника.



Моя же история, связанная с этим местом, вкратце такова. Первый раз я тут был в марте 2004 года. Я тогда совсем не знал этих мест, мы в тот заезд два раза прошли по Белой долине, и в конце второй ходке я увидел, что дальше Грота идут следы и мы решили, что тоже "попробовать". Но пройдя вниз метров 300 все же решили вернуться, так как вариант был явно "стремным". А через год тут побывала Киса и рассказала, что она тут "прошла".  В марте 2011 я тут был с довольно сильной командой, но мы тогда тоже ниже Грота не пошли (мы бы точно не доехали вниз до Шамони - было уже очень тепло и мало снега).

И вот сейчас, в июле 2012 я хотел хотя бы просто посмотреть это место: тут все оказалось именно так, как рассказывала Киса. Обо всем этом я написал подробнее вот тут:10.03.2005. Ира прошла Белую долину ПОЛНОСТЬЮ!

А через полгода после этой моей пешей летней "разведки", 13.01.2013, проездом из Церматта в Женеву (и домой!), мы все же прошли Белую долину по-полной: от 3842 до 1036. Вот тут фрагмент самого напряженного момента того путешествия, а на этом фото момент, когда мы (нас - четверо, остальные - другие команды, надо сказать, что это бы весьма крутой состав) выбрались на Les Rochers.


 Ладно. Об истории этого места рассказал, нужно продолжать путь домой.
Время 18:45. Вниз по дороге.

А вот как именно тут было 13.01.2013:


Опять - ровно это же место:



Признаки "нижней жизни":  фрагмент жд дороги, которая идет на Мер-де-Глас.
Такая вот "саночная" трасса.
Всё - вышел на равнину.
20:02. Вход в Шамони с этой стороны: именно тут (впереди виден), на "островке" установлен монумент "Шамони - столица Первых Зимних Олимпийский игр, 1924 г".
Вот классная сцена, которую я успел зафиксировать только уже со спины: парень везет девушку, которая сидит на руле ногами вперед.
Один из самых знаменитых альпинистских пиков - Пти Дрю.
20:36. Вот я и дома
20:54
Славный денек получился.
А какие планы на завтра?

Комментариев нет:

Отправить комментарий